Э

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

(лат. expressio – выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма . Возникновение стиля связано с появлением в немецкоязычной культуре одноимённого литературного течения. Оно существовало в 1911–21 гг. и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт ) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель). Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн). Основные мотивы и образы их лирики – смерть, болезнь, разрушение на фоне мрачного городского пейзажа. Эмоциональная атмосфера – ужас, глубокая печаль. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты; при изображении мира они нередко применяли приём совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом), и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом). Но главное отличие экспрессионизма от исторически предшествующих стилей заключалось не в выражении поэтами новых чувств, а в реализации нового подхода к изображению вещного мира. Если реализм стремился к созданию образов, точно воспроизводящих явления действительности, а импрессионизм создавал образы субъективных ощущений, возникающих при восприятии данных явлений, то целью экспрессионизма было отражение внутренней сущности этих явлений. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. Поэтому в мире, изображаемом экспрессионистами, всё зримо, выпукло, гиперболизировано. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы, оказав влияние на драматургию Б. Брехта и С. Беккета, на прозу Ф. Кафки и Г. Майринка . К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20 в.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского .