А

АНТИУТОПИЯ

разновидность научно-фантастической литературы, содержащая мрачный футурологический прогноз и предполагающая проецирование тенденций настоящего на ближайшее или отдалённое будущее. В отличии от утопии, антиутопия направлена на развенчание и сатирическое осмеяние социально-политических доктрин и концепций, претендующих на быстрое разрешение сложнейших проблем человеческого бытия и установление идеальной общественной системы. При этом она в равной степени противостоит уравнительно-коммунистической идеологии и элитарным теориям, иллюзиям, обожествляющим научно-технический прогресс, и призывам консерваторов к его упразднению во имя патриархальной простоты и «естественности» (так, опростившееся, идиллически-патриархальное общество, изображённое В. В. Набоковым в «Приглашении на казнь», предстаёт не менее аморальным и отталкивающе бездуховным, чем высокоорганизованные технократические цивилизации в романах Г. Уэллса («Спящий пробуждается») и О. Хаксли («О дивный новый мир»).

В основе большинства антиутопических произведений лежит философская проблема свободы и счастья, которая чаще всего находит трагическое разрешение: авторы обнажают несовместимость утопических проектов и рецептов всеобщего благоденствия с интересами отдельной личности, во имя «светлого будущего» превращающейся в винтик государственного механизма; бесконфликтной описательности и дидактизму утопий противопоставляют трагический конфликт между личностью и бесчеловечным общественным укладом, основанным на принудительном уравнивании и подчинении частного бытия интересам государства. Идея всеобщего равенства, согревавшая создателей утопий, оборачивается в антиутопии всеобщей одинаковостью и усреднённостью, а «счастье» достигается путём насильственной регламентации человеческого поведения и выхолащивания индивидуально-волевого начала.

Элементы антиутопии содержатся уже в произведениях эпохи Просвещения (в частности, в третьей книге «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта ), хотя её расцвет относится к 20 в. – времени социальных катаклизмов и воплощения в жизнь самых радикальных утопических идей. Классические черты антиутопия обрела в романах Е. И. Замятина («Мы»), О. Хаксли и Дж. Оруэлла («1984»), в которых показано «идеальное» государство будущего, построенного на тотальном подавлении свободы личности и нивелировке человеческой индивидуальности.