З

ЗОЛЯ

(Zola) Эмиль (1840, Париж – 1902, там же), французский писатель.

Э. Золя. Портрет работы Э. Мане. 1868 г.

Рано лишился отца, рос в многодетной семье, в крайне стеснённых обстоятельствах. С 1852 г. учился в коллеже г. Экса, затем в парижском лицее. В 1860-е гг. Золя жил в Париже на грани нищеты, служил на товарном складе, работал упаковщиком в издательстве «Ашетт», пробовал себя в журналистике, сотрудничая с журналами «Прогрессивное обозрение» и «Труд». В юности Золя испытывал влияние романтиков – В. Гюго, А. Мюссе; в их духе созданы его первые сочинения: поэтическая трилогия «Любовная комедия» (1858–61, опубл. в 1882), сказка «Фея любви» (1859), стихотворения и цикл новелл «Сказки Нинон» (1864). Решающим событием для Золя стало знакомство с Гонкурами. Увлечённый идеей «научного» романа-эксперимента, он пытается создать физиологический и психологический этюд, обратившись к автобиографическому материалу (первый роман «Исповедь Клода», 1865). В предисловии к следующему, скандально знаменитому роману «Тереза Ракен» (1867) Золя заявил о своей принадлежности к писателям-натуралистам, которые изображают «не характеры, но темпераменты» и бесстрашно погружаются в толщу человеческих пороков и общественных болезней, «как медик погружается в изучение трупа». В кон. 1868 г. писатель начинает работу над циклом романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй Империи» (1871–93), включившим 20 романов: «Карьера Ругонов», «Добыча» (оба – 1871), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Нана» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь» (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893). Золя трудится над этим циклом более 20 лет. У истоков замысла эпопеи Золя стояла «Человеческая комедия» О. де Бальзака, однако бальзаковскому исследованию социальных и нравственных пружин, управляющих человеком, Золя противопоставляет исследование темперамента, физиологической конституции, наследственности в сочетании с воздействием социального, «средового» фактора – происхождения, воспитания, условий жизни и т. д. Золя вводит в литературу данные естественнонаучных открытий: медицины и физиологии (труды физиологов и психиатров К. Бернара, Ш. Летурно), социал-дарвинизма и эстетики позитивизма (Э. Ренан, И. Тэн). Поистине эпический охват всех сторон общественной и частной жизни заметен, в первую очередь, в тематическом разнообразии цикла. Здесь и Франко-прусская война («Взятие Плассена», «Разгром»), и крестьянство и деревенский быт («Земля»), и труд шахтёров и социалистическое движение («Жерминаль»), и жизнь богемы, первые выступления художников-импрессионистов против академизма («Творчество»), и биржа и финансы («Деньги»), и торговля («Дамское счастье», «Чрево Парижа»), и куртизанки и «дамы полусвета» («Нана»), и психология религиозного чувства («Мечта»), и преступления и патологические наклонности («Человек-зверь») и т. д. Теория натурализма зрелого Золя обоснована в его работах «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881), «Литературные документы» (1881): писатель-натуралист не является моралистом или учителем нравственности – подобно врачу, он лишь указывает на патологические, нездоровые явления в жизни общественного организма и отдельного человека; его идеалом должно быть здоровье общества и человека – цель, практически недостижимая в условиях современной цивилизации, которая зиждется на противоречии культурного (социального) и природного (биологического). Отсюда пессимистические ноты, часто возникающие в творчестве: Золя не находит средства для лечения болезни, поразившей всю западную цивилизацию. Отрицание современного зла, вера в человека – эти мотивы звучат в следующем цикле романов «Три города». Главный герой трилогии интеллектуал Пьер Фроман подвергает анализу христианскую веру и видит в ней то торговлю «чудесами» («Лурд», 1894), то интриги и жадность ватиканского духовенства («Рим», 1896). Религия мертва, но спасение возможно в науке и труде («Париж», 1898). Эту мечту Золя начал воплощать в незаконченной утопической тетралогии «Четыре евангелия» («Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; «Истина», 1903; «Справедливость», не завершён), герои которой, дети Пьера Фромана Матвей, Лука, Иоанн, Марк, словно новые апостолы, несут обновление человечеству. Работу над циклом, задуманным как «библия новой эпохи», прервала смерть писателя, погибшего от отравления угарным газом.

Иллюстрация Д. Дубинского к новелле Э. Золя «Госпожа Сурдане»