ЕСЕНИН
Сергей Александрович (1895, с. Константиново Рязанской губ. – 1925, Ленинград, похоронен в Москве), русский поэт. Учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. Есенин вошёл в литературу поэтическим сборником «Радуница» (1916), в котором, как и в жизни крестьянской Руси, причудливо переплелись языческие и христианские мотивы. Поэтику раннего творчества Есенина определили изобразительно-выразительные средства языка, мощная опора на фольклорную традицию, патриотизм, стремление воспеть красоту родного края. Дальнейшие литературные поиски поэта были связаны с жанром поэмы. В кон. 1910-х гг. Есенин увлекается имажинизмом, но вскоре отходит от этой литературной группировки.С. А. Есенин
В 1921 г. поэт создаёт первое крупное поэтическое произведение – поэму «Пугачёв», в которой воплощается народная мечта о сильном и справедливом герое-заступнике. Есенинский Пугачёв становится самозванцем из гуманистических соображений: он хочет спасти мужиков от произвола власти, дать им свободу. Поэма поднимает важный для поэта вопрос о земле и о том, кто должен быть её хозяином. В этом же 1921 г. Есенин вступает в брак с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, работавшей в то время в России, с которой много путешествует по Европе и Америке.
Автограф С. Есенина
В последние годы жизни С. Есенин создаёт поэму «Анна Снегина» (1925), маленькую поэму «Чёрный человек» (1925), самые грустные и одновременно задушевные стихотворения.
Иллюстрация к стихотворению С. А. Есенина «Пороша». Художник В. Гальдяев
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) важно для понимания противоречий в мировоззрении поэта, причин его душевной тоски и боли последних лет. С восторгом встретивший революцию, поэт к сер. 1920-х гг. разочаровывается в прежних идеалах, его мечты о крестьянском рае разбились о жестокую реальность: Есенин видит, что положение жителей деревни не только не улучшилось, но и осложнилось рядом причин. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» – полемика с теми, кто в безудержном стремлении к социальным экспериментам и новациям забывает о традициях, об исконном крестьянском укладе и мировоззрении. Два выразительных образа-символа: «свет луны» и «новый свет» – противопоставляют исконный менталитет и новую эпоху. Любовь к родине в стихотворении сопряжена с глубокой болью за её судьбу:
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси?
В произведении важен образ избы – символ крестьянского жизненного уклада. Называя себя поэтом «золотой бревенчатой избы», Есенин подчёркивает, что не сумел преодолеть социально-классовое восприятие действительности и остался во многом сторонником патриархальных взглядов. Надрывным и трагичным по отношению к общей тональности произведения – настроению элегического повествования – выглядит финал стихотворения:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть.
Ещё не начались сталинские репрессии, но поэт словно предчувствует кровавые страницы истории.
Есенин продолжает традиции пейзажной лирики 19 в.: «Есенинский пейзаж не только очень свеж и ярок (Есенин редко пишет белым, но всегда по белому!), он ещё и пахнущий и звучащий. И запахи так же вещественны и конкретны, как и краски» (А. Марченко). Поэт был также мастером любовной лирики (цикл «Персидские мотивы» (1924), посвящение А. Миклашевской («Заметался пожар голубой…», 1923, «Письмо к женщине», 1924 и др.). Любовь у Есенина – своеобразный поединок мужчины и женщины, в котором не бывает победителей.
Поэма «Анна Снегина» отразила социальные противоречия 1920-х гг. Хорошо зная обстоятельства деревенской жизни, суть отношений между барином и крестьянином, С. Есенин был предельно внимателен к постреволюционному развитию крестьянского вопроса. Однако поэт далёк от однозначного восприятия общественных перемен. Он видит, что в перераспределении собственности на селе больше беспорядка, чем рационального смысла. Ему близка и понятна трагедия тех, кто был изгнан из дворянских усадеб и отправлен на чужбину на вечное изгнание. Именно такая участь постигла помещицу Анну Снегину. У каждого из героев поэмы своя правда и жизненная философия. Сильны и важны в произведении и антивоенные мотивы. Война приносит людям лишь горе. Всем сюжетом произведения поэт подчёркивает это. Современному же читателю поэма интересна не только как памятник мятежной эпохи нач. 20 в. Это прежде всего рассказ о не сложившихся личных отношениях, об утраченной любви, о светлых минутах душевной близости двух, по сути, одиноких в этом мире людей.
Подлинным реквиемом и самым мистическим произведением С. Есенина можно назвать маленькую поэму «Чёрный человек», которая выразила эмоциональные контрасты, полубессознательные душевные состояния, галлюцинации больного воображения творческой натуры. Таинственный образ «чёрного человека» по-разному трактуется в литературоведении. Однако общее настроение восприятия произведения С. Кошечкин определил так: «Каждый раз при чтении этой вещи вновь и вновь прикасаешься к больному и тревожному сердцу поэта, чувствуешь, как ему тяжело и горько, как ему ненавистно все ложное, нечестное, мерзкое, чёрное…»
В декабре 1925 г. поэт приезжает в Ленинград и трагически уходит из жизни в гостинице «Англетер». Официальной версией смерти является самоубийство. Однако точных доказательств не было, а противоречивые показания экспертизы породили множество слухов и домыслов. Скандальная история гибели поэта была усилена последующим выходом в «Новом мире» в январе 1926 г. поэмы «Чёрный человек», которая проливала свет на душевное состояние Есенина последних лет.
И. Л. Сельвинский писал: «Есть в отношении нашего читателя к Есенину что-то от отношения взрослого к ребёнку. Народ умеет благодушно проходить мимо чрезмерных наивностей Есенина, когда тот, например, лирически терзается из-за того, что конную тягу заменил механический транспорт. Но зато там, где Есенин воспевает родину и Русь, читатель зачарованно глядит ему в уста и сердцем повторяет то удалые, то печальные есенинские строки».