Г

ГЕББЕЛЬ

(hebbel) Кристиан Фридрих (1813, Вессельбурен, Дания – 1863, Вена), немецкий драматург, поэт. Рано осиротевший сын каменщика, не имел возможности учиться в детстве и, начав изучать латынь только в 18 лет, впоследствии стал доктором наук. Странствуя пешком по ун-там Германии, писал новеллы и стихи, многие позднее положены на музыку («Ночная песнь» Р. Шумана) и опубл. впервые в 1842 г. («Стихотворения»). Первая трагедия «Юдифь» (1840) была поставлена в Берлине. Библейский сюжет получил психологическую мотивировку, что в целом характерно для Геббеля, мировоззрение которого называли «пантрагизмом». Стипендия датского короля позволила писателю заниматься проблемами эстетики в Париже, где была написана «мещанская», или «бюргерская», трагедия «Мария Магдалина» (1844). Продолжил путешествия по Европе, с 1845 г. поселился в Вене, женившись на знаменитой актрисе Кристене Энгхауз. Геббель предпочитает мифологические («Ирод и Мариамна», 1848, и «Гиг и его кольцо», 1856, – одна из вершин поэтической драмы в Германии) и исторические сюжеты («Агнеса Бернауэр», 1851). Эпическая поэма «Мать и дитя» (1857), написанная гекзаметром, – попытка обратиться к острым социальным проблемам современности на примере единичного факта. Последнее законченное драматическое произведение большого масштаба – трилогия о Нибелунгах (1860). Используя историю как «вспомогательное средство для воплощения собственных взглядов и идей» («Моё слово о драме», 1843), Геббель наполняет средневековый эпос современным психологическим содержанием и развивает характерное для него представление о духовном прогрессе человечества. На смену варварству, язычеству приходит более высокая христианская мораль, но и она не в состоянии отменить трагизма жизни отдельного человека. Последнее произведение – пьеса на сюжет из рус. истории «Димитрий» (не закончена, хотя Геббель проработал над ним много лет и собирал материалы в Польше), в которой много автобиографических мотивов. Дмитрий, достигший своим трудом и умом высшей власти, благороден и великодушен, но ни он, ни не менее благородный и религиозный царь Борис не в состоянии изменить зла этого мира. Катастрофа для них приходит не как кара за грехи, а как неизбежность, связанная с самим обладанием властью.