ПОДТЕКСТ
смысл, содержащийся в тексте неявно, не совпадающий с его прямым смыслом. Подтекст зависит от
контекста высказывания, от ситуации, в которой эти слова произносятся. В художественной литературе подтекст часто возникает в
диалоге . Напр., обмен репликами двух героев в рассказе И. А.
Бунина «Тёмные аллеи» («Всё проходит. Всё забывается. – Всё проходит, да не всё забывается») непонятен без общего контекста рассказа: разговор происходит между барином и бывшей крепостной, когда-то любившими друг друга. Также подтекст может быть связан с исторической ситуацией, с временем создания художественного произведения. Напр., стихотворение А. С.
Пушкина «Во глубине сибирских руд…» становится понятным только для тех, кто осведомлён о декабристском восстании и последующей судьбе декабристов. Произведение часто содержит философский подтекст, соображения автора о мире, к которым он ведёт читателя не напрямую, а через сюжет произведения. Подтекстом в театре широко пользовались М.
Метерлинк, А. П.
Чехов (т. н. приём «подводных течений»), в прозе – Э. М.
Ремарк, Э.
Хемингуэй («приём айсберга» – подтекст более значителен, чем сам текст).