УТОПИЯ
(греч. eu – благо и topos – место, букв. «доброе место»; или греч. ou – нет и topos – место; букв. «место, которого нет»), эпический жанр, изображающий вымышленное идеальное общество, детально описывающий его устройство. Жанр назван по заглавию трактата английского мыслителя Т. Мора «Утопия» (1516). Он получил распространение в литературе Нового времени. На протяжении 17 в. утопические философские взгляды отражались в произведениях писателей разных европейских стран: «Город солнца» итальянца Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» англичанина Ф. Бэкона, «Иной свет, или Государства и империи Луны» француза Сирано де Бержерака. Позднее утопией стали называть не только отдельное литературное произведение, но и любое изображение идеального государственного устройства, предполагающее скрытую критику реального социально-политического строя. Эта связь утопии с сатирой ярко выразилась в «Путешествиях Гулливера» (1726) Дж. Свифта : черты утопического общества намечены в описании Бробдингнега, страны великанов, и ярко проявляются в описании общества гуигнгнмов, разумных лошадей, благородство которых резко противопоставлено людской подлости. В 19 в. утопия с сатирой сочетаются в романе «Эревуон» С. Батлер (1872; заглавие – анаграмма англ. nowhere, букв. «нигде»). В 20 в. философская утопия с скрытой сатирой была полностью вытеснена из европейской литературы открыто сатирической антиутопией, пародирующей современную политику – романы Г. Уэллса, Дж. Оруэлла и др.История российских утопий начинается в 18 в. Первый русский образец – «Сон. Счастливое общество» А. П. Сумарокова (1759). Расцвет отечественной утопии приходится на первую четверть 20 в., когда появляются «Республика Южного Креста» В. Я. Брюсова (1907), «Красная звезда» А. А. Богданова (1908), «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. В. Чаянова (1920). В дальнейшем утопия в русской литературе, как и в зарубежной, уступает место антиутопии (роман Е. И. Замятина «Мы», произведения братьевСтругацких и т. д.).