Б

БЕККЕТ

(beckett) Сэмюэл (1906, Дублин – 1989, Париж), ирландский драматург, прозаик, поэт; писал на английском и французском языке. Обучался романским языкам в Тринити-колледже, который закончил бакалавром в 1927 г. Стал литературным секретарём Дж. Джойса, записывал и частично переводил на франц. язык отрывки его будущего романа «Поминки по Финнегану». В 1930 г. дебютировал как поэт с гротесковым стихотворным монологом от лица философствующего Декарта, в 1931 г. – как эссеист со сборником «Пруст», в 1934 г. – как прозаик с романом «Больше замахов, чем ударов». Публикация пьесы «В ожидании Годо» (1952) принесла автору всеевропейскую славу яркого представителя драмы абсурда . Другие известные пьесы: «Эндшпиль» (1957), «Последняя лента Крэппа» (1959), «Счастливые дни» (1961) и «Катастрофа» (1984) – последняя написана по поводу политического преследования чешской властью драматурга-диссидента Вацлава Гавела и защищает право художника на свободу творчества.

В своих пессимистических пьесах автор показывает трагическое противоречие между свойственной людям идеализацией действительности и чуждым им миром, бессмысленным и губительным, обрекающим человека на одиночество и страдания. Драматург часто прибегает к авангардистской стилистике. Например, в пьесе «Действие без слов» (1958) есть предписанные ремарками действия персонажей, но нет традиционных для драматургии реплик. В драматической миниатюре «Дыхание» (1970), напротив, нет персонажей, но есть циклические анонимные звуки. За заслуги в развитии драмы автор мизантропических пьес получил Нобелевскую премию по литературе (1969), бО льшую часть которой, как полагают, раздал нуждающимся.

Основные произведения в других жанрах: романы «Мёрфи» (1938), «Как есть» (1961); эпическая трилогия «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951) и «Неназываемый» (1953); сборник стихотворений «Стишульки» (1978).