И

ИВАНОВ

Вячеслав Иванович (1866, Москва – 1949, Рим), русский поэт, переводчик, философ, теоретик культуры. В 1884 г. поступил на историко-филологический ф-т Московского ун-та, где начал изучать античную историю и культуру. Образование продолжил за границей – в Берлине, где занимался под руководством выдающегося немецкого историка Т. Моммзена. Параллельно с академическими штудиями изучал философию Ф. Ницше, чья книга «Рождение трагедии из духа музыки» оказала значительное влияние на взгляды и творчество Иванова. Важнейшую роль в жизненном и творческом самоопределении Иванова сыграл брак с писательницей Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, заключённый вопреки церковным запретам. В 1902 г. Иванов опубл. первый сборник стихов «Кормчие звёзды», который появился благодаря поддержке философа В. С. Соловьёва. Уже в этом сборнике определились основные черты творческой манеры поэта: пристрастие к торжественному и архаизированному стилю, использование размеров и стихотворных форм античной и средневековой поэзии, культурных и мифологических реминисценций.

Вяч. И. Иванов. Портрет работы К. Юона. 1923 г.

В 1905–12 гг. петербургская квартира В. Иванова, получившая благодаря своему расположению и полукруглой форме название «Башня», была одним из наиболее известных и авторитетных литературных салонов. Завсегдатаями «Башни» были как известные писатели, так и начинающие литераторы, разделявшие эстетические принципы символизма и раннего акмеизма .

В 1911 и 1912 гг. выходят в свет стихотворные сборники Иванова – «Cor ardens» и «Нежная тайна», в которых мастерство поэта достигает своей художественной зрелости. В эти же годы Иванов продолжает активные занятия античной литературой и мифологией. Для издательства М. и С. Сабашниковых он подготовил перевод стихотворений и фрагментов Алкея и Сафо (1914) и трагедий Эсхила (1915). Занимается Иванов также исследованием древнегреческих дионисийских культов, что было обусловлено не только его классическим образованием, но и воздействием идей Ф. Ницше, противопоставлявшего «аполлонический» и «дионисийский» типы культуры. Результаты исследований Иванов изложил в циклах статей «Эллинская религия страдающего бога» (1904) и «Религия Диониса» (1905). Философские и литературно-критические работы были собраны в книги «Борозды и межи» (1916) и «Родное и вселенское» (1917).

Обложка книги Вяч. Иванова «Cor ardens». Художник К. Сомов. 1907 г.

После революции 1917 г. Иванов занимается активной культурно-просветительской работой по линии Наркомпроса. В 1920 г. переезжает из Москвы в Баку, куда его приглашают в качестве профессора кафедры классической филологии. В 1924 г., получив командировку за границу, Иванов покидает Советскую Россию и поселяется в Италии. На родину он больше не вернулся, хотя советское гражданство сохранял до 1936 г. В эмиграции продолжал выступать как критик и эссеист, создал поэтические сборники «Римские сонеты» (1936) и «Свет вечерний» (опубл. посмертно).