Н

НЕКРАСОВ

Николай Алексеевич (1821, местечко Немиров Подольской губ., Украина – 1877/1878, Санкт-Петербург), русский поэт, публицист, издатель. Детские годы Некрасова прошли в с. Грешнево, близ Ярославля, в имении отца. В 1840 г. он становится вольнослушателем Петербургского ун-та, лишённый поддержки отца, голодает, живёт в полной нищете. Не в силах продолжать учёбу в ун-те, Некрасов разворачивает активную литературно-журнальную деятельность: пишет рассказы, повести, пьесы, фельетоны, юмористические и сатирические стихотворения. В 1842–43 гг. сближается с В. Г. Белинским и его кружком и присоединяется к натуральной школе. В 1845 г. Некрасов организует выход сборника очерков натуральной школы «Физиология Петербурга», где печатается и его очерк «Петербургские углы». В 1847 г. писатели натуральной школы начинают издавать журнал «Современник », соредакторами которого становятся И. И. Панаев и Некрасов. Впоследствии Некрасов руководит изданием единолично, и под его руководством (1847–66) журнал становится самым популярным и влиятельным в России, постепенно приобретая всё более левое, демократическое направление. В сер. 1850-х гг. Некрасов поручает руководство журналом Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Радикальная позиция новых сотрудников ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов предпочёл отказаться от сотрудничества с группой литераторов-дворян (И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым), хотя был связан с ними узами старой дружбы. Из-за резкой критики проводимых правительством реформ 1861–63 гг. журнал, несмотря на все старания Некрасова, был закрыт.

Н. А. Некрасов. Портрет работы И. Крамского. 1877 г.

В 1845 г. Некрасов впервые обращается к крестьянской теме и пишет в новой художественной манере сказа стихотворение «В дороге», которое было восторженно встречено В. Г. Белинским, понявшим, что Некрасов наконец «нашёл себя». Во второй пол. 1840-х гг. Некрасов пишет стихотворения «К родине», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью…», объединённые описанием несчастной судьбы женщины-крестьянки. С этого момента главной темой лирики поэта становится изображение народных страданий, которую продолжают стихотворения «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «В деревне», «Несжатая полоса», поэмы «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863). «Я лиру посвятил народу своему», – скажет Некрасов в конце жизни. Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:

Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

Матушка-Русь!

(«Кому на Руси жить хорошо»)

В стихотворении «Железная дорога» (1864) наряду с мрачными картинами непосильного народного труда звучит победный гимн в честь творческих сил народа. Наиболее чётко и ясно формулирует Некрасов своё отношение к народу в «Размышленияху парадного подъезда» – своеобразном политическом манифесте. Там же даётся гневная, в духе од К. Ф. Рылеева, сатира на глухого к народным страданиям вельможу.

Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Художник Д. А. Шмаринов

Содержанию стихов соответствовала и особая творческая манера Некрасова, которую он сам характеризовал как «суровый, неуклюжий стих». Поэт сознательно отходит от пушкинской гармонии стиха:

Но рано надо мной отяготели узы

Другой, неласковой и нелюбимой Музы,

Печальной спутницы печальных бедняков,

Рождённых для труда, страданий и оков.

(«Муза»)

В его стихах – сочетание прозаической, разговорной лексики с фольклорно-песенной, что даёт неожиданные художественные эффекты. В стихотворениях, посвящённых крестьянским судьбам, фольклорным становится не только язык, но и мелодика стиха; для них также характерно многоголосье, наиболее часто этот приём применяется в поэмах.

Большое место в некрасовской лирике занимает проблема долга интеллигенции перед народом («Рыцарь на час», 1860). Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные поэтом, овеяны революционно-романтической патетикой. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов окончательно формулирует свою поэтическую и идеологическую программу: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Вместе с тем в его поэзии постоянно звучат покаянные мотивы, лирический герой мучительно переживает слабость своих сил и своего таланта («Замолкни, Муза мести и печали…»).

Некрасов восторженно принял освобождение крестьян от крепостной зависимости в результате реформы 1861 г., но вместе с тем пристально присматривался к крестьянской жизни в новых условиях и видел, что бедность и бесправие по-прежнему тяготят народ. В 1874 г. он пишет «Элегию» («А. Н. Еракову»), где от лица своей Музы вновь вопрошает: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..» Возникает замысел эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо», написанной крестьянским языком и для крестьян, призванной объяснить изменения, которые произошли в их жизни после реформы, и пробудить общественное самосознание. В поэме анализируется новая сложившаяся экономическая и культурная ситуация:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Именно народное миросозерцание служит главным предметом изображения и основой художественного видения в поэме, что является одной из устойчивых особенностей жанра эпопеи. Творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный язык и задорные шутки слились здесь в едином художественном сплаве. К сожалению, закончить поэму поэту не удалось.

После закрытия «Современника» Некрасов в 1868 г. начинает издавать «Отечественные записки », где впоследствии публикует главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах – «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872–73). В этих произведениях, а также в лирике воплощены идеи народничества . Некрасов был одним из идеологов «хождения в народ» разночинцев-революционеров, к этому времени авторитет поэта в рус. обществе чрезвычайно возрос, особенно в кругах демократической молодёжи, считавшей его первым русским поэтом.

Последние годы жизни Некрасова, проведённые в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжёлой болезнью, но и в это время он продолжает писать – создаёт исповедальный цикл «Последние песни».

Многие стихи Некрасова стали народными песнями («Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося…»), другие – программными для нескольких поколений русских писателей («Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним…», «Душно! Без счастья и воли…»). Поэт оказал огромное влияние на рус. литературу и общественную жизнь России 19–20 вв.