И

ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА

(«чистое искусство»), эстетическая концепция 19 – нач. 20 в., утверждающая самоцельность и самодостаточность художественного творчества, независимость искусства от политики, идеологии и злободневных общественных проблем, провозглашающая высшей целью искусства создание красоты, а не моральную или общественную проповедь. Концепция «искусство для искусства» бытовала преимущественно в поэзии и художественной критике. Часто она являлась реакцией на повышенный «утилитаризм» отдельных школ и направлений, как это было в России в сер. 19 в. при господстве «гражданской» поэзии и «реальной» критики (Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев ; характерна критика ими А. С. Пушкина как «идеолога» «искусства для искусства»), которым противопоставили себя сторонники «чистого искусства» – А. А. Фет, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, А. Н. Майков, позднее Ап. Григорьев, А. К. Толстой . Во Франции в 1840–60-е гг. последовательными приверженцами «чистого искусства» были «парнасцы» (Л. де Лиль, Т. Готье). Позже, в эпоху декаданса, «искусство для искусства» приводит к постановке эстетического выше этического и упоению красотой зла и порока (у французских «проклятых» поэтов, у Ш. Бодлера и О. Уайльда ), к стремлению создать мир красоты вопреки действительности, к утопической вере в преображение жизни искусством или к уходу от жизни в «башню из слоновой кости » у рус. символистов на рубеже 19–20 вв. (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Вяч. Иванов и др.).