ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА
(«чистое искусство»), эстетическая концепция 19 – нач. 20 в., утверждающая самоцельность и самодостаточность художественного творчества, независимость искусства от политики, идеологии и злободневных общественных проблем, провозглашающая высшей целью искусства создание красоты, а не моральную или общественную проповедь. Концепция «искусство для искусства» бытовала преимущественно в поэзии и художественной критике. Часто она являлась реакцией на повышенный «утилитаризм» отдельных школ и направлений, как это было в России в сер. 19 в. при господстве «гражданской» поэзии и «реальной» критики (Н. А.
Некрасов, Н. Г.
Чернышевский, Н. А.
Добролюбов и Д. И.
Писарев ; характерна критика ими А. С.
Пушкина как «идеолога» «искусства для искусства»), которым противопоставили себя сторонники «чистого искусства» – А. А.
Фет, А. В.
Дружинин, П. В.
Анненков, А. Н.
Майков, позднее Ап.
Григорьев, А. К.
Толстой . Во Франции в 1840–60-е гг. последовательными приверженцами «чистого искусства» были «парнасцы» (Л. де Лиль, Т. Готье). Позже, в эпоху декаданса, «искусство для искусства» приводит к постановке эстетического выше этического и упоению красотой зла и порока (у французских «проклятых» поэтов, у Ш.
Бодлера и О.
Уайльда ), к стремлению создать мир красоты вопреки действительности, к утопической вере в преображение жизни искусством или к уходу от жизни в «
башню из слоновой кости » у рус. символистов на рубеже 19–20 вв. (К. Д.
Бальмонт, Ф. К.
Сологуб, Вяч.
Иванов и др.).