К

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

, особая часть словесности, как бы пограничная между собственно художественной литературой и наукой о литературе. В отличие от науки о литературе (литературоведения ), критика анализирует только современные произведения. Одна из задач литературной критики – истолкование, разъяснение смысла произведения. Критик показывает, каков замысел писателя и насколько удачно он воплощён в тексте, какова основная мысль произведения, как решает автор ту или иную проблему и относится к своим персонажам. Истолковывая художественное произведение, критик помогает читателю понять его. Такое стремление неизбежно приводит к некоторому упрощению смысла произведения, ведь любой художественный текст многозначен, критик же пишет лишь о некоторых смыслах, идеях, мотивах произведения, которые он считает главными, наиболее важными.

Другая цель критики – сопоставление анализируемого произведения и современной автору действительности: критик решает, насколько полно и точно автор воссоздал в произведении действительный мир, передал мироощущение, мировидение времени. Результатом критического анализа является оценка произведения: совершенно оно или слабо в художественном отношении. Оценивая произведение, критик часто сравнивает его с другими произведениями писателя или с сочинениями иных авторов. На основании такого анализа критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться литература, какие жанры, темы, приёмы будут в ней преобладать.

Критика обращена к широкому читателю, и ещё одна её задача – информировать читателя о литературных новинках, о том, что стоит прочитать и что читать не обязательно.

Литературная критика – это самосознание художественной литературы. Идеи и советы критиков влияют на развитие литературы, а представления об образцовых произведениях, о средствах (критериях) оценки критика заимствует из художественной словесности.

Сочинения критиков часто приобретают значение литературных манифестов, выражающих художественные принципы того или иного литературного направления или течения. Так, предисловие французского писателя В. Гюго к написанной им драме «Кромвель» (1827) было не только критическим разбором предшествующей французской литературы, следовавшей строгим художественным правилам (этот период в литературе принято называть классицизмом ), но и манифестом нового направления (романтизма ), провозгласившим право художника на свободное соединение в одном произведении низкого и возвышенного, уродливого и прекрасного. Художественные принципы нового литературного течения, детально изображающего типичные случаи и ситуации повседневной, «некрасивой» жизни, – натуральной школы – излагал и отстаивал в своих критических статьях 1840-х гг. В. Г. Белинский . Он стал своеобразным «теоретиком» натуральной школы. Созданию нового течения в русской литературе 1890-х гг. – символизма – предшествовали статьи Н. М. Минского и Д. С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены черты будущих произведений.

Литературная критика как самостоятельная часть словесности родилась в Новое время, в период с 17-го по нач. 19 в. В это время появилась и стала господствующей новая форма бытования литературы – журнал, возросло число публикуемых произведений, обострились споры между литераторами различных направлений, расширился круг читателей. Как литературные критики выступали известнейшие западноевропейские и рус. писатели 18 – нач. 19 в.: Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Н. М. Карамзин . С формой журнала связаны жанры литературной критики: рецензия и статья. Рецензия – это краткий разбор какого-либо произведения с целью его оценки. Статья – развёрнутый анализ одного произведения или, чаще, творчества одного автора или произведений, вышедших в свет в течение одного уходящего года.