СЛОВО
, основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из морфем, и само входит в состав словосочетаний и предложений .Как единица художественного текста, слово выполняет множество функций. План выражения слова участвует в образовании ассонансов и аллитераций : подбора одинаковых гласных и согласных звуков соответственно. Напр., в четверостишии А. А. Блока:
Я, не спеша, собра л бесстра стно
Воспомина нья и дела ,
И ста ло беспоща дноя сно:
Жизнь прошуме ла и ушла –
(«Весенний день прошёл без дела…»)
все ударные гласные а, и только в слове прошумела – е, что выделяет его на фонетическом уровне. Примером аллитерации может служить фраза из «Слова о полку Игореве»: «Сп озаранку в п ятокп отоп тали они п оганые п олки п оловецкие», где подобраны слова со звуком п, чтобы создать ощущение конского топота. В поэтической речи план выражения слова участвует также в организации строки: количество слогов в слове и ударение образуют стихотворный размер строки.
Подбор слов может создавать интонацию речи, наиболее типичный случай – создание эффекта торжественности, возвышенности с помощью слов высокого стиля, напр.:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли ,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей –
(А. С. Пушкин, «Пророк»)
или же, наоборот, использование слов низкого, разговорного стиля для создания эффекта сниженной речи:
Гетры белые носила,
Шоколад «Миньон» жрала ,
С юнкерьём гулять ходила,
С солдатьём теперь пошла?
(А. А. Блок, «Двенадцать»)
Слово также может вступать в различные смысловые ряды, проясняя и уточняя смысл понятия, использованного автором в тексте. Противопоставление слов по семантическому признаку – средство создания антитезы : «Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог» (Г. Р. Державин). Столкновение слов с противоположной или несочетаемой семантикой в тексте приводит к возникновению парадоксов и оксюморонов ; напр., оксюморонные заглавия позволяют по-разному осмыслять их: «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Живой труп» Л. Н. Толстого . Переносное значение слов становится основой образной стороны речи, служит средством создания метафор, метонимий и других тропов .
Отличительной особенностью поэтической речи является использование авторами придуманных ими слов, так называемых неологизмов :
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной вы проходите морево …
(И. Северянин, «Кензели»)
Синтаксис также участвует в организации художественной речи, напр., образуя синтаксическийпараллелизм :
Когда умирают кони, дышат.
Когда умирают травы, сохнут.
Когда умирают солнца, они гаснут.
Когда умирают люди, поют песни.
(В. Хлебников, «Когда умирают кони, дышат…»)
Термин «слово» также обозначает один из жанров древнерусской литературы – ораторская проза, написанная очень эмоциональным и поэтическим языком: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли».