К

КАМЮ

(Camus) Альбер (1913, Мондови, Алжир – 1960, Вильблевен, Франция), французский писатель и мыслитель, создатель т. н. «романтического», или «бунтующего», экзистенциализма . Родился в бедной семье сельскохозяйственного рабочего, в 1914 г. отец погиб на фронте. Закончил среднюю школу и философский ф-т ун-та Орана. В ун-те определился круг его любимых авторов – Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Шестов, С. Кьеркегор, А. Мальро. До 1942 г. художественное творчество Камю восходит к философскому кредо, выраженному в его работе «Миф о Сизифе. Философское эссе об абсурде» (1942), представляющей собой размышления о бессмыслице существования, отчуждённости человека от других и от самого себя, об абсурде как источнике свободы, т. е. вседозволенности. «Удел человеческий» сравнивается с тяжким и бесцельным трудом Сизифа. В пьесе «Калигула» (1938, опубл. в 1944) римский император, стремясь к абсолютной личной свободе, приходит к цинизму и полному нигилизму, совершает преступления. «Романтиком-экзистенциалистом» стал Мерсо – герой романа «Посторонний» (1937–40, опубл. в 1942), который нарушает нормы социального общества, за что его отдают под суд и приговаривают к смертной казни. Мерсо принадлежит миру природы, ему неведом нравственный закон, зато свойственно языческое переживание полноты и радости физического, телесного бытия. Он свободен абсолютно, ему «всё дозволено», т. к. он живёт в мире абсурда, где нет Бога, а значит, нет истины, нравственности, смысла.

А. Камю

С нач. 2-й мировой войны Камю переезжает во Францию и примыкает к Сопротивлению. С «Писем немецкому другу» (1943) начинается новый период его творчества: история поставила Камю перед необходимостью пересмотра идеи абсурда, оправдывающей преступление, в т. ч. и убийство. Вседозволенность из теоретической категории перешла в область реального – а именно в практику нацизма. Камю утверждает нравственную необходимость защиты человека от современного зла. Принцип борьбы с бессмысленностью существования и абсурдностью смерти полнее всего выражен в романе «Чума» (1947), написанном в жанре хроники. Чума – аллегорический образ, одно из прочтений которого – «коричневая чума», нацизм. Поведение человека определяется теперь не вездесущим абсурдом, но конкретным выбором решения определённой задачи. В «Чуме» множество действующих лиц и много вариантов выбора. Позитивная позиция врача Бернара Рие и его помощников утверждается как выполнение повседневного долга, привычной работы, без идей и идеологий. Аллегория чумы возникает также в пьесе «Осадное положение» (1948). Аллегоричны и другие произведения Камю этого периода – пьеса «Праведные» (1950), повесть «Падение» (1956), сборник новелл «Изгнание и царство» (1947). Сквозь жизнеподобие сюжетов проступают всё те же философские категории абсурдности бытия и взбунтовавшейся личности, утверждающей своё человеческое достоинство. Камю суммирует свой нравственный и философский поиск в эссе «Бунтующий человек» (1951), где рассматривает бунт личности против абсурдности бытия не только как отрицание, но и как гуманистическое утверждение вечных человеческих ценностей: солидарности, любви, чести. В 1957 г. Камю присуждается Нобелевская премия, а двумя годами позже жизнь его внезапно и трагически обрывается – «романтик-экзистенциалист», запечатлевший в своих книгах образ абсурдного мира, погибает в автокатастрофе.