КЛЮЕВ
Николай Алексеевич (1887, с. Коштуг Вышегородского у. Олонецкой губ. – 1937, Томск, в заключении), русский поэт. Творчество Клюева исследователи относят к «новокрестьянскому направлению», в основе его художественного мировоззрения лежит концепция «избяного космоса». Первоосновой существования человека, отправной точкой, вокруг которой вертится вся его жизнь, провозглашается изба. Культ избы характерен для рус. искусства в целом. Олонецкая губерния, где родился поэт, долгое время была оплотом старообрядчества и хранительницей патриархальных устоев. Клюев с детства впитал дух старообрядчества, глубокое уважение к религии, народным преданиям, к устному народному творчеству.Н. А. Клюев. Портрет работы А. Яр-Кравченко. 1931 г.
Первые произведения поэта появились в петербургском альманахе «Новые поэты» в 1904 г. В 1911–12 гг. вышли два сборника стихотворений – «Сосен перезвон» (1911) и «Братские песни» (1912). Клюев также являлся автором сборников «Лесные были» (1913), «Мирские думы» (1916), «Медный кит» (1919), «Львиный хлеб» (1922), «Песнослов» (1919), поэм «Мать-Суббота» (1922), «Заозёрье» (1927), «Деревня» (1927), «Песнь о Великой матери» (опубл. в 1991).
Для Клюева авторитетом в поэзии был А. А. Блок. Поэт также был близок к С. А. Есенину, но тот отмечал архаичность, тяжёлый слог клюевских произведений. В лирике Клюева важное место занимает образ матери, ей посвящён самый лиричный цикл поэта «Избяные песни» (1914), в котором конкретные воспоминания о матери, мотив опустевшего дома расширяются до масштабов раздумий о смерти, превращаются в поминальный плач о всех усопших.
Первые послереволюционные произведения Клюева звучали оптимистично и выражали надежду на облегчение положения крестьянства. Однако вскоре в его творчестве появились тенденции неприятия социальных перемен. В 1929 г. в журнале «Печать и революция» была опубликована статья, в которой социальная позиция Клюева подвергалась острой критике, а позже и статья, указывающая на политическую нелояльность поэта. В 1934 г. поэт был арестован и выслан в Томскую область, затем переведён в Томск, где, несмотря на болезни, продолжал писать. В 1937 г. был обвинён в создании антисоветской организации и расстрелян.
Центральная проблема творчества поэта – сохранение духовности, душевной чистоты и народных традиций. Будучи широкообразованным человеком, Клюев тщательно скрывал это, изображая простого мужика. Его возмущало как высокомерное, так и снисходительное отношение к крестьянину со стороны определённой части интеллигенции. Призывая Есенина избегать декадентства и поисков дешёвой славы, он писал: «Быть в траве зелёным и на камне серым – вот наша с тобой программа, чтобы не погибнуть. Знай, свет мой, что лавры Игоря Северянина никогда не дадут нам удовлетворения и радости твёрдой, между тем как любой петроградский поэт чувствует себя божеством, если ему похлопают в ладоши в какой-нибудь «Бродячей собаке», где хлопали без конца и мне и где я чувствовал себя наинесчастнейшим существом из земнородных».
Среди автобиографической прозы Клюева выделяются так называемые «вещие сны»: «Медвежий сполох» (предсказывает смерть С. Есенина), «Живое древо», «Неприкосновенная земля», «Сон блаженный», «Пресветлое солнце» (все – 1923). Сны отражают философские и религиозные воззрения поэта. Узловым моментом этих произведений является мотив пути. В жанровом плане автобиографическая проза стилизуется под древнерусскую литературу, в частности «Житие протопопа Аввакума», которого поэт чрезвычайно чтил и уважал за стойкость и мужество, за верность своим идеалам.