К

КЛЫЧКОВ

(настоящая фамилия Лешенков) Сергей Антонович (1889, д. Дубровки Калязинского у. Тверской губ. – 1937, по др. данным 1940, в заключении), русский писатель.

С. А. Клычков

Сын кустаря-башмачника, выходца из старообрядческой семьи. Несколько лет учился в земской школе г. Талдома, в 1900–07 гг. – в московском реальном училище И. И. Фидлера. Участвовал в Декабрьском восстании 1905 г. в Москве, что отразилось в первых публ. поэта в московском журнале «На распутье»: «Мужик поднялся», «Гимн свободе», «Вихрь» (все стихи – 1906). Пользуясь поддержкой М. И. Чайковского – брата композитора, совершил поездку в Италию, где вместе с известным писателем-народником Н. Н. Златовратским посетил на Капри М. Горького. В 1908–10 гг. учился в Московском ун-те (на естественном, историко-филологическом и юридическом ф-тах); отчислен как не внесший плату за обучение. В 1909 г. сблизился с символистами. Их романтическое мировидение отразилось в сборниках стихов Клычкова «Песни. Печаль. – Радость. – Лада. – Бова» (1911) и «Потаённый сад» (1913), в которых автор сразу заявил о себе как об одном из ярких представителей нарождающейся в России «новокрестьянской» поэзии (Н. А. Клюев, С. А. Есенин и др.), «прелестном и нежном поэте» с «безукоризненной рифмой, певучей лёгкостью стиха, непринуждённой песенностью размеров» (отзыв одного из влиятельных критиков начала века Вяч. П. Полонского). Разрабатывая мотивы рус. песни и сказки, Клычков выражал неприятие современной «индустриальной» цивилизации, ища прибежища в «очарованном сне», «потаённом саду» патриархального прошлого, предстающего в его поэзии как «золотой век» гармонии, мудрости и естественности (стихотворение «Я ищу в забытьи, чего нету на свете и чего никогда не найти…»). Лирический герой Клычкова – странник-мечтатель (стихотворение «Иду я лесною дорогой…»), природа в его стихах одушевлена, заселена чудесными существами – русалками, лешими, колдунами. К языческой мифологии восходит и один из постоянных образов поэта – сказочная Лада, являющаяся то пряхой, то жницей, то невестой, то нарядной «павой». По воспоминаниям современников, сам Клычков читал свои стихи нараспев, подчёркивая их фольклорно-песенное начало. После событий 1-й мировой войны, на участие в которой был мобилизован поэт – в то время крестьянин и паломник по святым местам, – в его творчестве отчётливо слышится мотив прощания с уходящей Русью (сборник «Дубрава», 1918). Безоговорочно на первых порах приняв Октябрьскую революцию, Клычков вместе с С. А. Есениным и М. П. Герасимовым создаёт восхваляющую её «Кантату», участвует в организации книгоиздательства «Московская трудовая артель художников слова», пишет новые стихи и тяготеющую к сказочной манере прозу: романы «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928), которые более, чем поэзия, насыщены образами действительности и, в продолжение гоголевской традиции, совмещает реальный и фантастический пласты, по-прежнему выводя излюбленных героев – одиноких мечтателей, чудаков и правдоискателей.

В 1930-е гг. Клычков выступает в основном с переводами и литературной обработкой творчества народов СССР (вогульский, киргизский эпос, Шота Руставели и др.). В 1937 г. писатель, не преодолевший своей тоски по древнему «мужицкому» укладу, ощущения обречённости и пессимизма, был заклеймён как «идеолог кулачества», арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации и расстрелян. Приговор был отменён в 1956 г.