КОРНЕЛЬ
(Corneille) Пьер (1606, Руан – 1684, Париж), французский драматург, создатель французской классицистической трагедии.П. Корнель
Автор комедий в стихах («Мелита, или Подложные письма», 1629; «Вдова, или Наказанный предатель», 1631–32, и др.), трагикомедии «Клитандр» (1630) и теоретического сочинения «Рассуждения о драматической поэзии» (1663). Радикальная новизна, тонкость психологических зарисовок и изящество поэтической формы заметно выделяли пьесы Корнеля из комедийного репертуара 17 в. Однако основным жанром творчества Корнеля стала трагедия: «Медея» (1635), «Полиевк», «Гораций» (обе – 1641), «Цинна» (1643) и др. Трагикомедия «Сид» (1637) открыла новую эру в истории французского театра и драматургии. В «Сиде» Корнель впервые воплотил основную морально-философскую проблему французского классицизма – борьбу долга и чувства. Перед этим выбором стоят главные герои «Сида» – испанский рыцарь Родриго и его возлюбленная Химена, дочь убитого им на поединке графа Гормана:
Я сам с собой в войну вступил:
Помериться любовь решила с долгом силой.
Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой.
(Перевод Ю. Корнеева)
Долг велит Химене потребовать казни возлюбленного, но она отступает перед более высоким государственным началом – подвигом перед отечеством. Развязка «Сида» благополучна: став национальным героем, Родриго женится на Химене. Успех «Сида» вызвал, однако, недовольство в литературной среде, выразившееся в «битве по поводу „Сида”». Взгляды Корнеля вызвали резкое неприятие со стороны Ж. Расина и Н. Буало. Во «Мнении Французской академии о трагикомедии „Сид”» (1638) – одном из программных манифестов классической школы – Корнеля критиковали за отклонение от правил (перегруженность действия внешними событиями), но главный упрёк – в «безнравственности» героини. Именно эти упреки, отличавшие «Сида» от других «правильных» трагедий, и обеспечили ему долгую сценическую жизнь. Дискуссия о «Сиде» стала поводом для чёткой формулировки правил классической трагедии. Популярность Корнеля возросла в 18 в., а его пьесы оказали заметное влияние на развитие драматургии в эпоху Просвещения .